Как создавать сильные креативы? Интервью с лучшими экспертами в рекламе
Мы пообщались с теми, кто знает всё про создание эффективной рекламы и выяснили: как сегодня делать классные креативы. Существуют ли специальные алгоритмы и методики или нужно творить, прислушиваясь лишь к своей интуиции?
На наши вопросы ответили:
— Олег Туманов (обладатель двух Каннских львов, наград Effie и D&AD),
— Игорь М. Намаконов (генеральный директор Федерации креативных индустрий, обладатель Золотого Каннского льва и автор бестселлера «Кроссфит мозга»),
— Ира Зверева, копирайтер с 15-летним стажем работы (Coca-Cola, Audi, Toyota, Lexus, МТС и Билайн), призер ADCR Awards и Red Apple, креативный директор агентства The Heads.
Кто-то считает, что для создания сильного креатива, нужно следовать определенной методике. Кто-то использует для этого искусственный интеллект и данные, а кто-то утверждает, что любой креатив — это тыкание пальцем в небо. Послушаем экспертов, чтобы понять каждый подход и найти наиболее эффективный.
Олег Туманов: алгоритмы создания креатива существуют. Но есть нюансы :)
Какие нюансы важно учитывать, следуя готовым алгоритмам? Куда смотреть — где искать инсайты? Какие качества стоит развивать в себе креативщику, чтобы процесс создания рекламы был легким, приятным и успешным?
В любой работе есть алгоритмы и аналитика, которые помогают в решении разного рода задач. До определенного момента алгоритмы и аналитика даже могут заменять сам креатив, так как он не всегда необходим. Например, не нужен креатор, чтобы угадать с таргетингом сообщения, нанять наиболее выгодного селебрити, найти самый привлекательный фон для баннера. Медийщики, например, давно активно повышают эффективность рекламы алгоритмами.
Что касается процесса непосредственного создания какого-то креатива, здесь также есть определенные алгоритмы, которые могут помочь. Я преподаю студентам рекламу и это тоже, по сути, передача алгоритма. Но тут есть огромное количество нюансов.
Нюанс 1. Алгоритм не в состоянии переварить огромное количество культурных, медийных и других материалов, которыми осознанно и неосознанно пользуется креатор. На креатив влияет всё: музыка, новости, мода, ролики, фильмы и сериалы, разговоры, комментарии и события. Все это сплетается в эмоцию и образы, которые превращаются в креатив. Это невозможно или очень дорого алгоритмизировать и поддерживать в актуальном состоянии.
Нюанс 2. Придумать креатив — это не вся работа. Нужно его продать, доделать, реализовать. Все это приводит к решению огромного числа творческих задач, крупных и мелких. Даже режиссёр, который снимает абсолютно свой фильм, расскажет вам, что результат не равен задумке. Что уж говорить про кампанию, активацию и другие продукты, которые подвержены комментариям, проблемам продакшена и так далее.
Нюанс 3. В креативе обязаны быть элементы творчества, которые не связаны напрямую с решением задачи. А иногда и прямо противоречат ему. Чем плотнее конкуренция и рынок — тем больше должен быть фактор свободы и творчества. Этот элемент даже в оценке и аналитике сложен. Не то что в генерации.
Куда смотреть, создавая креатив: тут просто — вокруг. Коммуникация — всё ещё просто разговор с потребителем через рекламный носитель. И задача коммуникации сделать интересным то, что вас не интересует. Важным, что кажется неважным. И поменять то, что вы менять не хотите.
Интересная коммуникация — этот тот же интересный собеседник. В парке, в такси, в метро, в баре: какие-то фразы и сообщения оставляют в вас желание услышать продолжение, а какие-то — нет.
Поэтому, чтобы делать интересную коммуникацию, нужно понимать, как нравится людям, что они любят, что им интересно. Нужно смотреть фильмы, сериалы, выставки, слушать музыку, быть в новостях и медиа. Уметь быть актуальным и интересным. И, главное, любить людей и не избегать разговора с ними.
Игорь М. Намаконов: создание креатива — чистое ремесло. И чтобы его освоить, нужно уметь работать с данными.
Игорь М. Намаконов рассказал, на какие элементы раскладывается задача по созданию креатива и как её в итоге решать. В основе — авторский методом, основанный на данных.
Алгоритм — это система последовательных шагов в поиске решения. В нашем случае, решение должно быть креативным.
Креативное решение — это в первую очередь решение и только во-вторую креативное. То есть решение может быть и не креативным. И это, кстати, всегда важно проговаривать. Зафиксировали.
Вопрос остается только к слову «креативное» и вообще к слову «креативность» как исходного. С момента написания первой книги я не поменял и даже еще больше убедился в правильности формулировки: «креативность — умение соединить уже известные элементы уникальным образом». Это базовое моё утверждение.
Где брать элементы? Элементы, в первую очередь, берутся из задачи. Поскольку мы делаем решение, а решение всегда должно быть чего-то: вопроса, проблемы, сложности — то есть задачи. Нам нужно её пересобрать. В рекламной задаче есть всегда точно продукт в широком смысле слова и всегда точно есть аудитория, то есть люди, которые должны им воспользоваться.
Элементы продукта — это составные продукта: материальные (из чего сделано) и нематериальные (что о нем думают). Элементы аудитории — это интересы, личные переживания, статистика. Элементы аудитории всегда очень подвижны и изменчивы.
Мне для работы двух групп элементов, как правило, недостаточно, поэтому я беру еще одну весомую — это контекст: то, что определяет текущую глобальную повестку общества, жизни. Сегодня это точно технологии. Может быть также и социальная ориентация в обществе.
Далее сформулируем точно задачу: надо совершить последовательные шаги по соединению уже известных элементов уникальным образом в рамках конкретной задачи клиента!
Я для таких целей использую матрицу. Максимально объемную. Фиксирую группы для заполнения (см. выше) и дальше начинаю копать материал по каждой категории в поисках главного, интересного и важного. Это чистое ремесло. Тут надо уметь работать с данными.
Затем соединяю спонтанно элементы в матрице, провоцируя себя на новые образы и ассоциации. На этом этапе я себя не критикую, а только набираю креативную массу. В районе 50 образов или ассоциаций могу почувствовать достаточность. И переходить уже на анализ массы, где включаю критическое мышление и системное мышление, чтобы прийти к концепции.
Такой подход считаю универсальным. Он годится и для одиночек и для групп и для фрилансеров и для профи. Каждый сможет просто проработать разной глубины решение.
«Как известно, самые редкие и яркие решения находятся на глубине сознания».
Ира Зверева: любой креатив — это «тыкание пальцем в небо»
Ирина Зверева в свою очередь считает, что нет определенных методик для создания классных креативов. Тем не менее, последовательность шагов, позволяющая добиться цели рекламы, всё же существует...
Нет никаких методик и алгоритмов. Любой креатив — это «тыкание пальцем в небо». Причем так было всегда: делание рекламы раньше и сейчас ничем не отличается: нужно найти инсайт, подобрать правильные слова и картинку для донесения.
Где искать такой инсайт? В мотивациях человека. Надо понять причины его поступков и мыслей: почему он что-то делает или не делает, о чем-то думает или не думает и т.д. И затем предложить ему свой продукт, который как-то поможет ему — закроет какую-то потребность, боль, задачу. Поможет начать что-то делать или прекратить что-то делать, или делать лучше, или делать иначе. Отличный пример: коммуникации бренда Axe.
Какой способ создания креатива выбрать?
- Разложить задачу на элементы, собрать матрицу и запустить ряд A/B тестов;
- Устроить опрос или интервью среди вашей аудитории, чтобы лучше понять её боли, желания, мотивации;
- Изучить тренды, исследовать успешные рекламные кампании ваших конкурентов, мировых брендов?
Любой из этих подходов может быть успешным. Выберите свой, исходя из собственных знаний, опыта, возможностей и ресурсов. И не забывайте про аналитику, которая позволит вам впоследствии оценить результаты рекламной кампании и четко определить, что именно сработало, каких денег это стоило и какую прибыль компании в итоге принесло.
Подпишитесь на рассылку
Раз в неделю мы будем присылать вам полезные материалы, подборку интересных кейсов и статей.