14 ноября 2022

Дашборд — какие они бывают и как их строить

Редакция
Время чтения 12 минут

Современный мир — это мир цифровых данных, которые буквально повсюду. Возможность их «увидеть» и интерпретировать и во многом изменила нашу жизнь. Цифровая информация позволяет компаниям совершенствовать свои процессы, инициативы, внедрять инновации, используя аналитику.

При современных объемах показателей, фактов и цифр, при огромном количестве взаимосвязей, понимание того, с какой информацией нужно работать в первую очередь, может показаться сложной задачей. На помощь приходит дашборд с метриками для бизнеса. Кажется, это одна из лучших «придумок» в сфере деловой аналитики.

В последние годы эти аналитические панели управления используют и внедряют во многих отраслях, от здравоохранения, HR и маркетинга до продаж, логистики и IT, и повсюду пользователи убеждаются в их пользе для снижения затрат и повышения показателей эффективности компании. Они помогают мониторить и анализировать:

  • финансовые и производственные показатели;
  • действенность рекламы;
  • трафик и конверсию сайтов, посещаемость оффлайн-заведений — и многое другое.

Что такое дашборд

Легче всего сравнить это IT-решение с панелью приборов современного автомобиля. На ней отображаются показатели, необходимые для безопасного и эффективного управления, обо всем, что находится внутри и снаружи машины, от бензобака до соседнего забора, чтобы не въехать в него при парковке.

Современные аналитические системы отражают актуальное состояние важных показателей в любой рабочей сфере.

Программа собирает и анализирует огромное количество метрик и сведений из различных каналов. В эпоху бумажных отчетов над ними могли бы биться целые отделы, а сейчас красивые и понятные графики, диаграммы и таблицы данных доступны рядовым пользователям. Для своих целей создать удобный дашборд можно онлайн и настроить самостоятельно, используя интерактивные функции.

Дашборды для бизнеса — это инструмент для управления всей информацией из одной точки доступа. С их помощью руководители и сотрудники отслеживают KPI компании и включают аналитику, чтобы принимать эффективные решения на основе имеющихся данных.

Типы дашбордов

В любой отрасли, независимо от сферы и масштаба, важен результат, а также четкие действия, которые можно предпринять, обнаружив проблему. В мире, где всем заправляет точная информация, дашборды меняют представление об успешной стратегии бизнес-анализа. Как бы вы ни старались, если у вас нет возможности донести необходимые данные до нужных сотрудников или клиентов, успех вашего дела может быть под угрозой.

Для долгосрочных и экономически эффективных результатов очень важно правильно выбрать панель управления. В первую очередь, для этого необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Какие задачи решает дашборд?

2. Какова его основная цель?

3. Аналитический он или операционный?

Аналитический дашборд помогает установить целевые показатели на основе анализа исторических числовых показателей. В нем работают сложные модели, над которыми трудятся аналитики/эксперты. Операционный рассматривает текущую производительность на основе KPI. Они помогают в режиме реального времени понять, соответствуют ли показатели поставленной цели.

Если смотреть глубже, можно выделить 4 подтипа, каждый со своими требованиями к уровню обобщения, аналитическим возможностям и пользовательскому интерфейсу:

  • Стратегический — сфокусирован на долгосрочных стратегиях и метриках высокого уровня.
  • Операционный — показывает короткие временные рамки и операционные процессы.
  • Аналитический — содержит огромное количество сведений, созданных аналитиками.
  • Тактические — дашборд руководителя среднего звена для отслеживания показателей.

Данные на дашборде: какие и откуда

Какие сведения о своем предприятии визуализировать с помощью этого инструмента — решать вам. Дашборд по продажам будет отличаться от панели с метриками по визитам на сайты. Главное — обеспечить наличие всех необходимых структурных элементов. Вам нужно определить источники; их очень много, от таблиц Excel до огромных информационных систем которые вам необходимо рассмотреть, но все они должны работать на ваши задачи. Наиболее популярные источники: Excel, CSV, XML, JSON; учетные системы — ERP, CRM, 1С; базы данных — MySQL, PostgreSQL, Oracle и прочие.

Возможно, при настройке, вы захотите добавить источники за пределами вашего участка работы. Это возможно, главное, понимать, какие задачи должен решать дашборд, например, для отделов продаж и маркетинга он может стать единым рабочим пространством, ведь эти направления работают вместе.

Еще один важный момент — это качество цифровых сведений. Они должны быть чистыми, точными, последовательными, полными и соответствовать регламентам вашей компании.

Отличия дашборда от отчета и инфографики

Дашборд — не единственный способ визуализировать весь объем необходимой информации, однако, он представляет их пользователю уже после анализа, группировки, сравнения и т.д., которые проводит самостоятельно, — это его главное отличие от других инструментов. Он гораздо шире и динамичнее таблиц, отчетов и инфографики, хотя может их в себя включать. 

Внедрив такое решение, изменения можно отслеживать в любых сегментах, как во времени, так и по разным уровням или направлениям деятельности. Старинные Excel и PowerPoint, как и другие приложения для работы со статичными электронными таблицами и презентациями, остаются важными инструментами, но дашборды имеют особую ценность, с ними в бизнес приходят новые возможности:

1

Гибкость в принятии решений. Интерактивный дашборд позволяет пользователям отвечать на важные вопросы, обращаясь к самым актуальным данным о текущем состоянии компании. Кроме того, сведения можно рассматривать с разных точек зрения: увеличивать и уменьшать масштаб, детализировать временные интервалы, фильтровать по разным параметрам, показывать или скрывать неактуальную в моменте информацию. Это открывает максимально целостную картину.

2

Отсутствие избыточных отчетов. Всего один инструмент с самыми современными интерактивными возможностями. Небольшой период настройки и адаптации и перед вами вместо множества статичных слайдов PowerPoint чуткая интерактивная система. Можно полностью отказаться от электронных таблиц и презентаций. И сделать это легко со специальными сервисами и программами для создания и проектирования дашбордов.

3

Экономия ресурсов IT-отдела. Пользователи могут самостоятельно проводить специальный анализ, а IT-отдел — сосредоточиться на других срочных или ценных задачах.

4

Скорость. Без сомнения, это важнейшая характеристика для любой компании, пытающейся держаться на плаву в наш цифровой век. В традиционных электронных таблицах или презентаций данные вставляются один раз и обновляются вручную. Но в теперь «»ручном труде«» нет необходимости. Картина может меняться в реальном времени — вы получаете сведения в один клик. 

5

Производительность. Количество переменных для сбора и анализа постоянно растет, и традиционные инструменты не в состоянии с ними справиться. Появление bi дашборда выводит самостоятельную работу с важными бизнес-показателями на совершенно иной уровень производительности.

Преимущества дашборда

1

Можно настраивать

Одно из самых больших преимуществ в сравнении с традиционными электронными таблицами заключается в гибкости и неисчерпаемых возможностях настроек. Составление кастомных дашбордов для бизнеса позволяет работать с одними и теми же данными разным людям в компании. Отчет будет выглядеть по-разному и для торгового представителя, и для менеджера по продажам, и для линейного руководителя, и владельца компании.

2

Интерактивность

Представим ситуацию, когда руководитель отдела продаж хочет глубже изучить сведения о перспективном новом сотруднике. Если он обращается к дашборд-программе, то может в несколько кликов увидеть то же самое, что и менеджер по продажам и сделать свои выводы о качестве труда. И наоборот, если менеджер по продажам хочет понять, как его функции вписываются в работу компании в целом, он может «увеличить» масштаб и увидеть данные более высокого уровня.

3

Мониторинг в режиме реального времени

Можно, например, увидеть, как проходит кампания по телефонному обзвону для предстоящего запуска продукта. Если через неделю после начала акции на маркетинг-дашборде нет необходимых результатов, можно вмешаться и быстро переключиться на интернет-рекламу, почтовые рассылки или еще как-то поменять стратегию.

4

Все данные в одном месте

Это главное отличие от традиционного подхода с огромным количеством электронных таблиц, программного обеспечения и баз данных, от соцсетей до CRM-систем. Клик! И вы обладаете всем необходимым для принятия решений.

5

Интуитивно понятны

Будем честны: большинству людей проще понять график, чем длинную, утомительную таблицу с числовой последовательностью Excel, где одни только цифры. Дашборды доступны для всех.

6

Сплачивают команду

Когда все весь коллектив смотрит на один и тот же набор цифр и отчетов, он воспринимает задачу во всей полноте. К тому же никаких разночтений — «а у меня старая версия презентации»! И поэтому всем понятны прогнозы, ясны будущие цели, и, что самое главное, понятен размер усилий для их достижения. И становится отчетливо видна важность внутренних связей членов команды для их достижения.

7

Способствуют концентрации на цели

При грамотном применении интерактивного инструмента, вы всегда знаете, какие метрики важны, ведь именно отображаются на экране. Дашборды действительно помогают сосредоточиться на том, что ценно.

8

Помогают при работе в режиме многозадачности

Благодаря возможности просматривать упорядоченную, доступную для восприятия информацию в одном пространстве, можно одновременно работать с разными показателями, что позволяет быстрее завершать проекты с высоким уровнем успешности и точности.

9

Предсказывают тренды

Работая одновременно с информацией из прошлого, данными в режиме реального времени и трендами, у вашей деятельности появляется панорамный и самый четкий обзор. Высоко сижу, далеко гляжу!

Елена Куренкова, менеджер по продукту CoMagic

Дашборды в личном кабинете CoMagic покажут в едином интерфейсе полные сведения об эффективности вашей рекламы. Вы сможете быстро оценивать ситуацию по рекламным каналам, их зависимости от дня недели и времени суток, эффективность работы с заявками и их качество. Ситуационная осведомленность влияет на оперативное принятие правильных решений: какие каналы следует развивать, а от каких отказаться, какие рекламные кампании оптимизировать, и как в итоге увеличить количество обращений и продаж.

Инструменты для создания

Если не хотите обращаться к разработчикам, создание дашборда онлайн можно доверить конструктору. Существуют специальные сервисы для самостоятельной работы как Google Data Studio, Microsoft Power BI, Tableau. Они доступны для начинающих пользователей без специальной подготовки.

Правила разработки эффективного дашборда

Чтобы такой классный инструмент был эффективен, при разработке и внедрении составляйте чек-лист будущей эффективности.

  • Четко определите цель. Именно она будет определять дизайн.
  • Берите только самое необходимое. Все должно быть подчинено единому замыслу.
  • Учитывайте соотношение элементов инфографики. Избегайте декоративных элементов, которые не передают данные.
  • Округляйте цифры. Чрезмерная дотошность может помешать увидеть важные тенденции.
  • Обращайте внимание на наиболее эффективную визуализацию. Хорошая визуализация — это понятная визуализация.
  • Группируйте похожие взаимосвязанные метрики. Так будет проще их найти.

  • Будьте последовательны. Использование схожих визуализаций и макетов облегчает сравнение.
  • Изменяя размер и расположение на экране, можно показать иерархию сведений. Зритель должен понимать, что является наиболее важным.
  • Придайте цифрам контекст. Помогите понять, когда показатель будет хорошим, а когда плохим, когда нормальным, а когда необычным.
  • Вспомните о том, на каком языке говорит ваша аудитория. Пусть обозначения будут четкими и понятными для них.
  • Помните, что дашборд сервисы работают для людей. Правила можно нарушать, если при этом возрастает вовлеченность.
  • Постоянно развивайте и адаптируйте дашборды. Это ключевое действие, чтобы продолжать работать в нужном вам направлении.


Как работать с дашбордами

Чтобы извлекать выгоду из преимуществ, нужно стараться не допускать некоторых ошибок.

1

Не обращайтесь к сложному техническому языку или профессиональному жаргону. Помните о доступности — это одно из преимуществ нашего инструмента. Каждый сотрудник на предприятии должен иметь возможность использовать его в интересах дела. Объяснять концепции можно просто и лаконично.

2

Не фокусируйтесь только на текущем положении дел. Для максимальной отдачи, необходимо работать с KPI и виджетами, которые раскрывают сбалансированное сочетание исторических, текущих и прогностических цифровых сведений. Стремитесь получить общую картину.

3

Не создавайте статичных панелей управления. Позвольте себе уйти от привычных таблиц Excel. Убедитесь, что не забываете включать в проект динамические элементы: диаграммы, графики, проекции. Таким образом вы сможете взаимодействовать с цифрами и получать более глубокое понимание рабочих процессов.

4

Избегайте несочетаемых или нерелевантных цветовых сочетаний. Подавляющее большинство людей могут воспринимать цвет, но не воспринимают оттенки. Поэтому нужно избегать наложения похожих цветов, например, красного и розового. Основное цветовое правило «как делать дашборды» — для построения выбрать 2, максимум 3 цвета, и работать только с ними.

Дашборд программа будет еще эффективнее решать свои задачи, если использовать дополнительные функции. Например, можно добавить анимацию, включить элементы обучения и советов для пользователей, всплывающую информацию при наведении курсора на его элементы.

Другие статьи